Анни и Санни (anni_sanni) wrote,
Анни и Санни
anni_sanni

Categories:

АПЛ "Нерпа" - фото и моя старая статья об аварии

С пару недель назад северодвинский "военно-морской" блогер Олег Кулешов kuleshovoleg попросил меня поднять свои архивы - найти фотографии подлодки "Нерпа". Их снимали мой папа и его коллеги-друзья на испытаниях подлодки где-то накануне аварии, на мыльницу и телефон. Качество, конечно, отвратно,но хоть какие-то есть.

Сегодня я, наконец-то, пнулась и откопала эти снимки. А заодно нашла и свою старую статью - написанную буквально сразу после аварии - и прочитав, загуглила - а чем дело-то закончилось. Это все в посте - ниже.

1. ФОТОГРАФИИ





2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


2. СТАТЬЯ



«Нерпа» смерти

Трагедия на подводной лодке, произошедшая в конце прошлого года на Дальнем Востоке до сих пор не получила своего объяснения. Мы пробуем рассуждать о множестве вопросов, связанных с ЧП…

Вечером в субботу 8 ноября 2008 года на Дальнем Востоке произошла трагедия. Авария на атомной подводной лодке «Нерпа», что проходила ходовые испытания в бухте Преображение, в Приморье. Кто скажет, что к хабаровским новостям это событие отношения не имеет – загляните на досуге в редакцию, я плюну вам в лицо…

В воскресенье утром меня разбудил звонок из Большого Камня, где находится сдаточная база судостроительного завода. Папа, просто информирующий: «Я жив. Я на берегу был…»

Еще не зная о чем это он, тыкаю в кнопки телевизионного пульта: новостные сводки обрушиваются шквалом страшной информации: «Авария… подводная лодка… 20 погибших, 21 пострадавших… Дальний Восток…» Иных мыслей, кроме как: «Боже мой, второй «Курск» на наши головы…» и «Там же все – наши…» нет.

Наши – это комсомольчане, работники Амурского Судостроительного Завода, наши – это те, кто радовался тому, что промышленный гигант поднялся с колен и сейчас сдает мощный объект. Наши – те, кто гордился командировками в Большой Камень и фотографиями на фоне длиннющей «сигары» с наростом командной рубки.

Мамочки, первый вопрос – кто? Находящиеся на берегу ответа на вопрос не знали, все 208 человек, что были на подлодке на момент аварии, могли оказаться в роковом списке. С ними связи не было – секретность, необходимая при такого рода аварии была причиной для запрещения звонков на Большую Землю. Говорят, что кто-то с самого утра нарушил приказ и шепотом дозвонился в родной Комсомольск, тоже чтобы лишь сообщить: «Со мной все в порядке»… Но это лишь слухи, да и откуда сотовая связь в открытом море? До вечера воскресенья, когда обещалось прибытие «Нерпы» в порт, а следовательно, дополнительная информация о пострадавших, сотни комсомольчан молились – за своих. Родственников двух десятков погибших Господь не услышал.

Второй вопрос: что? На него ответ был дан уже в первые минуты после аварии – ядовитый газ, призванный потушить пожар – но убивающий людей. Даже не фреон, а смертельно опасная смесь с его содержанием буквально полилась на головы отдыхавших после смены во втором жилом отсеке лодки. Говоря казенным языком, «несанкционированное срабатывание автоматизированной системы пожаротушения ЛОХ»… Пожара не было, и «тушила» система с таким уничижительным для русского слуха сокращением лишь – людей.

На два вопроса ответ был найден в первый же день, ну а вот на разнообразные «почему?» с ответами обстоит сложней. Все «почему?», связанные с аварией на нашей подводной лодке можно условно разделить на две группы: те, ответы на которые были даны и те, что остались без объяснения. Приведу и те и другие, потому что многие, кто узнал об аварии на «Нерпе» по ссылкам информагентств и сюжетам теленовостей, могут этого просто не знать – и не понимают логики произошедшего.

Почему на лодке со штатным экипажем в 73 человека, было аж в три раза больше людей?
Потому что штатный экипаж – это те люди, что уже, говоря, языком гражданским – на лодке работают, когда она уже сдана в эксплуатацию. Можно тогда спросить аналогично, почему на стройке дома, рассчитанного на четверых человек, находилось двадцать пять человек строителей? Потому что без усилий этой бригады четверо в доме и жить-то не смогут. Негде будет. Так было и на «Нерпе»: 81 человек военный (собственно экипаж + военная «приемка» - принимающая комиссия), 127 штатских. Это сдаточная команда: работники комсомольского завода «ОАО АСЗ», работники большекаменского завода «Восток», представители отдела технического контроля и представители предприятий-контрагентов, которые отвечали за отдельные механизмы и системы лодки.
Для ходовых испытаний это абсолютно нормальная ситуация, и количество людей на АПЛ стать причиной аварии не может никак. Но вот фактором, увеличившим число жертв и беспорядок в нештатной ситуации – стало.

Почему находившиеся на подводной лодке не воспользовались ПДА (портативными дыхательными аппаратами)? Их не хватило на всех?
По поводу нехватки ПДА – бред феерический. Эти аппараты были у каждого, находящегося на корабле, и перед ходовыми испытаниями каждый член сдаточной команды прошел инструктаж и прошел аттестацию на умение пользоваться всеми средствами защиты. Но это в теории. На практике же… Во-первых, все же «обязаны носить ПДА на себе» и «действительно носят» - это два разных предложения, и вполне возможно, что далеко не все из находившихся на подлодке имели свой аппарат при себе. Во-вторых, авария случилась вечером в субботу. Шли испытания определенных систем, лодка в перископном положении отрабатывала одну из навигационных задач, а большая часть специалистов, не задействованных в этом виде испытаний отдыхает во втором отсеке. А ведь не каждый расслабленный отдыхающий человек может оперативно сориентироваться, активировать свой «спасительный» ПДА и так далее. Тем более, что «ревун» - предупреждающая сирена не прозвучала вовремя - заранее. Сигнал ее поступил всего за семь секунд до подачи фреона.

Почему? Вот это один из тех вопросов, ответ на который ищет комиссия. И то, для спасения многих, была небольшая фора: в течение первых нескольких секунд на них «капал» не концентрированный фреон, а простая вода, оставшаяся в трубах после их продувки. Кроме того, ПДА этот – не панацея. Срок его действия невелик – в теории человек его использует в течение семи-десяти минут, за которые добирается к стационарной системе дыхания, либо – на поверхность.

В случае с аварией «Нерпы» был задействован второй вариант: благо лодка находилась в перископном положении и до поверхности было, что называется, рукой подать. Многие, из сообразивших воспользоваться защитой, занимались спасением своих коллег и товарищей. К примеру… на «Нерпе» вместе работали отец и сын… и вот сын «вытащил» отца из отсека смерти, а сам… погиб. Извините за множество многоточий, достаточно тяжело об этом писать.

Почему все-таки сработала система пожаротушения?
Вот он – собственно вопрос, на который нет ответа. И – я уверена, мы, простые обыватели, ответ на этот вопрос не получим. Точней, мы получим то, что нам сообщат, но гарантий, что нам назовут истинную причину происшествия нет. Все же – это дело военных, а они свои секреты стерегут. Вы будете читать эту статью уже в феврале (материал вышел в февральском номере журнала «Главный город» в 2009 году - прим. Анни), когда, может быть, официальная и, надеюсь, истинная версия причин аварии будет уже озвучена. Я же пишу эту статью в конце декабря, и на данный момент «отрабатываются» три версии.

1. Сбой в системе «Молибден» - это та самая нововведенная автоматика, которая управляет системой ЛОХ. По словам специалистов, которые в великом множестве давали свои комментарии после аварии, такое вполне может быть, так как при испытаниях ранее отдельные элементы нового образца этой системы (который и установлен на «Нерпе») давали программные «сбои». Почему именно ошибка в системе, а не срабатывание ее и-за внешнего фактора? Это я говорю про версию о якобы курящих на территории лодки гражданских, и логику: сигарета – датчик дыма – и все… Выдвигалась такая версия, а люди, знакомые, с АПЛ, в ответ на нее лишь грустно посмеялись. Есть один нюанс – все же системой пожаротушения управляет изначально человек. «Автоматизированная» система – не «автоматическая» - и сам, грубо говоря, «компьютер» не должен запускать опасный для жизни процесс. Если, конечно, не произошел сбой.

2. Человеческий фактор. Версия «матроса Гробова», набравшего на пульте управления код запуска системы пожаротушения. Эта версия попросту «удобна». Удобна заводу, которому все же необходимо сдать «Нерпу» в лизинг Индии и убедить иностранных партнеров в исправности предмета договора, удобна военным, которым нужно найти виноватого, удобна многим. Но – не правдоподобна. Опустим то, что сам факт преступной безалаберности весьма маловероятен в боевом экипаже атомохода, люди разные бывают – мы не можем заглянуть в душу другому человеку. Но на данный момент объективные следственные эксперименты по повтору действий членов экипажа – вину взявшего на себя вину, уж простите за тавтологию, отрицают. Впрочем, решать о том, что правда, а что нет – по идее будет суд. А мне остается лишь добавить, что в абсолютном большинстве своем люди, которые находились на подлодке, другие члены сдаточной команды, большинство из причастных к ходовым испытаниям в вину, матроса Гробова, не верят. Невзирая на говорящую фамилию.

Да, он признался… но можно я вспомню один примечательный факт. Перед тем, как поймали известного маньяка Чикатилло, были казнены несколько невинных людей, которые… которые признавались в преступлениях, совершенных не ими. Простая аналогия, ничего больше. А вслед за простой аналогией зададим сложный вопрос. Просто строчка из новостей сообщает что «Дмитрий Гробов совершил последовательно восемь операций, для того чтобы включить ревун – и вызвать им коллегу» К сведению, включить ревун – значит поднять «на уши» всю подлодку. Станет ли это делать подводник, пять лет прослуживший до того? Я еще опускаю такое фантастичное предположение, что нашелся подводник, не знающий, что такое система ЛОХ и как она запускается. Впрочем, первоначальная версия «гробовщины» звучала еще бредовей: матрос якобы «игрался с пультом от скуки».

3. Диверсия. Об этой версии не говорят вслух, но то, что она прорабатывается, можно утверждать практически наверняка. Даже если нет никаких предпосылок к возможности диверсии, тут лучше перестраховаться и все перепроверить. Чем, думаю, и занимаются сейчас компетентные органы.

Добавлю, кстати, диверсией можно считать и то, что вместо фреона-114В2 в систему ЛОХ на «Нерпе» на две трети была закачана ядовитая примесь: самого фреона 114В2 (химическое название: тетрахлордибромэтан) – 35 процентов, остальное – тетрахлорэтилен: это токсичный растворитель, воздействующий на нервную систему, печень, почки. Его вообще-то в химчистках применяют для выведения пятен с одежды. Он, как и фреон, не поддерживает горения и может использоваться при пожаротушении, но он намного более опасен… Натуральный яд. Тут вопрос «почему?» вообще ставит в тупик. Может, у предприятия поставщика фреона не хватило на момент запроса газа для «Нерпы»? может, так дешевле и кто-то «намухлевал»… Вопрос остается открытым.

Это вопросы, относящиеся к самой трагедии и расследованию причин ее. А теперь на правах журналиста, можно я задам вопрос несколько более широкий и, простите, популистский:

Почему в России правительство так отвратительно относится к своим гражданам?

Я ответа на этот вопрос не знаю. Объясню предпосылки для его возникновения, процитировав одного интернет пользователя egor-kms, высказавшегося на сайте komcity.ru:
«Когда произошла трагедия в Перми: там самолет разбился, наш президент и правительство выплатили родственникам по миллиону, Медведев взял под свой контроль расследование и т.д. и т.п.
Но как что-то случилось на Дальнем Востоке… Им плевать на это с высокой башни, я за все время после трагедии на АПЛ «Нерпа» ни разу не слышал, чтобы президент хотя бы соболезнования выразил... Это хорошо, что у нас в крае есть такие люди как Михалев и Ишаев которые хоть по 100 тыс. выплатили и похороны оплатили, ведь никакой реакции Кремля на эту трагедию не было...
Вывод один : Нашему правительству на ДВ наплевать для них мы не Россия, для них ДВ это просто источник ресурсов».

Интернет-пользователь несколько ошибся в цифрах: по 100 тысяч из краевого резервного фонда выплачивают компенсации от Приморского и Хабаровского краев (по распоряжению губернаторов Ишаева и Дарькина соответственно), около 200 тысяч выделяет завод на каждую семью… Плюс еще каждый член сдаточной команды застрахован на 500 тысяч по условиям трудового договора. Лечение и компенсации пострадавшим оплачиваются также из «местных денег»… Понимаете к чему я клоню? Введите в любой поисковой системе запрос: «Нерпа» компенсации, федеральный бюджет. Найдете только случайные совпадения этих слов на одной странице. И все. Благо, что Медведев вслед за путинским «Она утонула» про «Курск» не ляпнул что-то вроде «Они задохнулись» про трагедию «Нерпы»…

ВРЕЗКИ:

Наша справка:
Атомная подводная лодка «Нерпа» (проект 971, класс «Щука-Б»), которая относится к подлодкам третьего поколения, была заложена на заводе в 1991-м году. Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость — 30 узлов, максимальная глубина погружения — 600 метров, автономность — 100 суток, экипаж — 73 человека, вооружение — 4 торпедных аппарата 533 миллиметров, 4 торпедных аппарата 650 миллиметров, доработанных до калибра 533 миллиметра.

Первая авария на ходовых
Трагедия на АПЛ «Нерпа» стала первым ЧП, произошедшим на подводной лодке во время ходовых испытаний. До этого все нештатные ситуации происходили во время эксплуатации уже принятого в ряды ВМФ корабля и списывались на неправильные действия экипажа.

Хроника аварий советских и российских атомных подводных лодок

4 июня 1961 года. В Северной Атлантике на АПЛ К-19 произошла авария ядерного реактора. Смертельному облучению подверглись 8 человек. Остальной экипаж переоблучен. Подводная лодка отбуксирована в базу.

8 августа 1967 года. На АПЛ К-3 в Норвежском море в подводном положении произошел пожар в 1-м и 2-м отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа. Корабль своим ходом вернулся в базу.

8 марта 1968 года. Подводная лодка К-129 Тихоокеанского Флота потерпела катастрофу с гибелью всех членов экипажа (98 человек) и затонула на глубине 6000 метров. Причина катастрофы неизвестна.

24 мая 1968 года. В Баренцевом море на атомной подводной лодке К-27 произошла авария атомного реактора с жидкометаллическим теплоносителем. 6 членов экипажа получили острое лучевое поражение, АПЛ своим ходом вернулась в базу.

14 июня 1973 года. АПЛ К-56 на подходе к Владивостоку была протаранена НИС "Академик Берг". Погибли 26 членов экипажа.

18 июня 1984 года. На АПЛ К-131, находившейся в Средиземном море, произошел пожар в кормовых отсеках. Погибли 13 членов экипажа. Корабль своим ходом вернулся на базу.

3 октября 1986 года. В Атлантическом океане потерпела катастрофу и затонула АПЛ К-219 от последствий пожара, вследствие неисправности ракетной шахты. Погибли 4 члена экипажа.

7 апреля 1989 года. В Норвежском море от последствий пожара высокой интенсивности подводная лодка "Комсомолец" затонула на глубине 1650 метров. При пожаре и от переохлаждения в морской воде погибло 42 подводника, 27 членов экипажа были подняты из воды советским промысловым судном. Причины катастрофы и должностные лица Северного Флота, причастные к катастрофе, установлены возобновленным предварительным следствием, проведенным в полном объеме Главной военной прокуратурой. Материалы расследования доведены в полном объеме только до Военного Совета ВМФ, плавсоставу Подводных сил ВМФ не объявлены. Расследование приостановлено до подъема и осмотра АПЛ.

12 августа 2000 года. В Баренцевом море затонула на глубине 108 метров АПЛ "Курск". Все 118 моряков погибли вместе с кораблем. Подводная лодка поднята на поверхность и доставлена на базу. По официальной версии, катастрофа произошла вследствие взрыва торпед.

8 ноября 2008 года. Во время заводских ходовых испытаний подводной лодки "Нерпа" (проект 971 "Щука-Б") в Японском море, неожиданно включилась автоматизированная система пожаротушения. В результате выброса фреона погибли 20 человек, 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек, в том числе 81 военнослужащий.
© http://sundr0p.livejournal.com/617781.html

3. ССЫЛКИ НА РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ



Загуглив, я узнала, что таки Гробова и капитана АПЛ оправдали в 2013 году - причем оправдывали судом присяжных и аж дважды - военная прокуратура обжаловала приговор в первый раз. В "Российской газете" по сюжету про "Нерпу" вся хроника событий зафиксирована тут.

Но ответов на два вопроса:

1. Почему тогда сработала система пожаротушения?

2. Кто закачал в систему ЛОХ опаснейший тетрахлорэтилен?

- я пока гуглила - так и не нашла. По второму вопросу вроде как (судя по статьям по теме) существует отдельное уголовное дело, которым занимается УВД Комсомольска-на-Амуре, но что с ним -в сети я не увидела. Еще поищу.

Как-то расследование по трагедии, в которой погибло два десятка человек, закончилось, получается, ничем. Или я просто чего-то не донашла. Дам еще пару цитат из репортажей:

Председатель Владивостокского морского собрания вице-адмирал флота в отставке Борис Приходько: «Необходимо найти тех, кто закачал в систему пожаротушения опасный газ, ставший стал причиной гибели 20 человек. Я не могу объяснить, почему этим фактом не заинтересовалась прокуратура. Украли фреон , который должен был быть закачан в систему пожаротушения „Нерпы“, и заменили его ядом (тетрахлорэтиленом), вот потому и погибли люди. А куда делся фреон , кто его украл — вопрос открытый».
© НТВ, 14.10.2011

Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ капитан 1 ранга Игорь Курдин:
«Фреон почему-то заправляли ночью. И никаких следов, кто это делал, так и не было найдено. Когда начали разбираться, где и как был закуплен этот фреон, то выяснилось — пять фирм однодневок, которых тоже никто не нашел. Странно погиб военпред, который подписывал сертификат соответствия — поехал зимой на рыбалку на велосипеде, провалился в полынью и вместе с велосипедом утонул».
© Свободная пресса, 29.04.2013

Я понимаю, что это высказывания не действующих военных и не "изнутри дела" - а подводников в отставке, также просто следящих или следивших на тот момент за ситуацией вокруг "Нерпы". А комментариев от источников ближе к делу -я опять же не нашла.

Зато нашла в куче статей (о военном деле, об опаснейшей ситуации!) употребление слова "почему-то". Почему-то был закачан не тот газ, почему-то через восемь фирм его поставляли посреднических или как там иначе, почему-то никто не назван виновным. В общем, всего лишь собравшись найти старые фотки воскресным утром, я погрузилась в это все - и расстроилась.

Tags: Дальний Восток, Комсомольск-на-Амуре, архив, журналистика, фото
Subscribe

Posts from This Journal “журналистика” Tag

promo anni_sanni october 16, 2013 18:48 56
Buy for 50 tokens
Не думали, что надо будет вообще писать такое (потому что неадекватов молча банили, с адекватами всегда можно было нормально поговорить), но таки пришлось. По большей части это правила мои - Анни, потому как я общаюсь тут в 90 процентах случаев и меня почему-то до сих пор задевают разные…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Posts from This Journal “журналистика” Tag