Anny

Как я была одним из Всадников Интернета или размышления о блогофере...

Относительно недавно у замечательного френда Михаила Самохина aka motopapa родилась идея провести некое социологическое обследование блогосферы, поговорить о современных тенденциях с несколькими блогерами, как топовыми, так и не очень. Идея эта вылилась в масштабное многоголосое интервью, в котором приняли участие такие юзеры, как serg_azin, fritzmorgen, kukmor, victorborisov, timon_timonich, amonov, semiurg, ваша покорная слуга и даже один Аноним. Всего нас набралось девять, как назгулов во "Властелине Колец" и Михаил метко обозвал нас - Девять Всадников Интернета.

Отвечали мы все на 10 вопросов о блогосфере здесь и сейчас. Вот они:
  1. История создания Вашего блога: мотивация, хронология, что Вам помогло?
  2. Какие социальные площадки (ВК, Фейсбук, ЖЖ, Твиттер) Вы выделяете, почему? Какова их роль в медийном пространстве, характеристики, особенности аудитории и контента?
  3. Как выстраивается комьюнити (сообщество) вокруг блога: последовательность, шаги, технология, особенности?
  4. В чем проявляется влияние блоггера и как Вы считаете правильным его использовать?
  5. Как Вы относитесь к профессиональному блоггерству?
  6. Должен ли блог быть самоокупаемым (прибыльным), или у него есть иные задачи? Какие?
  7. Какие параметры и формальные характеристики блога Вы считаете наиболее важными?
  8. Что бы Вы посоветовали бизнесмену, желающему организовать присутствие своего бизнеса в социальных сетях (шаги, действия, предостережения)?
  9. Есть ли у Вас редакционная политика (план публикаций, запретные темы)? Как Вы относитесь к освещению политических тем в блоге? Ваши рекомендации по контентной политике успешного блога: о чем, как, когда писать, каков примерный рейтинг тем, любезных блогосфере и гарантирующих высокую читаемость?
  10. Как Вы себе представляете развитие блогосферы в течение следующих десяти лет? Ваши собственные блоггерские планы на этот горизонт времени?


Вопросы грамотные и интересные, ответы на них тоже получились у всех респондентов интересными и разнообразными и сложились в своеобразный постосериал, которй можно посмотреть у Михаила в блоге по метке "Всадники Апокали Интернета". Ну а я, дождавшиь "финальных титров" в исследовании, тащу к себе на память свою часть ответов, так что под катом ловите - интервью со мной.

572329_original
КДПВ - я в процесе своей блогодеятельности на недавнем форуме KM Russia, пойманная в объектив чудесным фотографом Дарьей Каракуловой aka daryadarya



- История создания Вашего блога: мотивация, хронология, что Вам помогло?

- В блогосфере я появилась практически случайно - зашла в 2005 году на сайт певицы Бучч (готовилась к интервью), ткнула на кнопочку "дневник" - меня выкинуло в ее ЖЖ, в котором одна из тем меня так зацепила, что захотелось оставить комментарий, а для этого требовалась регистрация. Я тогда лишь слышала мельком что-то о ЖЖ, потому зарегистрировалась, оставила коммент и написала первый традиционно глупый пост по типу "Ну вот теперь и у меня есть ЖЖ, зачем - не знаю..." Узнала я позже, когда втянулась в это ЖЖизнь - и начала там практически существовать в онлайне.

По десять записей в сутки, постоянное чтение френд-ленты, виртуальные друзья - это было первое погружение - тогда еще не в блоггинг, скорей в публичное дневниковедение. Я разделяю всё же эти два понятия.

Ну а в 2009 году - создав новый, совместный с мужем ЖЖ anni-sanni, я пришла именно к блоггингу - и стала в блогах не только общаться, но еще и работать (причем речь не только о заработке). Позже появился автономный блог anni-sanni.com - он был создан во времена массовых жж-суспендов, как запасной плацдарм, но в итоге стал моим основным "местом проживания" в сети. И сейчас я разделяю блоги - в автономном поднимаются более глобальные темы, публикуются репортажи, интервью, какие-то подборки, рассказы о путешествиях... Ну а в ЖЖ я снова прежде всего общаюсь и веду дневник.

- Какие социальные площадки (ВК, Фейсбук, ЖЖ, Твиттер) Вы выделяете, почему? Какова их роль в медийном пространстве, характеристики, особенности аудитории и контента?

- ЖЖ - это прежде всего блогоплощадка. Также как и блогспот, так же как вордпресс и так далее. Ее уникальность прежде всего в популярности - автономному блогеру достичь уровня узнаваемости куда сложней, чем жж-юзеру. В ЖЖ контент генерится, а вот социальные сети - ВК, ФБ, ТВИ, да хоть одноклассники с моим миром - именно для того, чтобы этим созданным в блоге (на какой бы платформе он ни был) контентом делиться.

Это следующая ступень эволюциии после закладочных сайтов, популярных несколько лет назад. Я говорю сейчас не об основной функции соцсетей, а о них именно применительно к блоггингу и самопиару. Но опять же "работать" на тебя твой профиль может только, если ты достаточно активен в социальной сети и просто "автоматом набранные тысячи якобы друзей" ничего не дадут - мертвые души не ходят по ссылкам.

Мне из всех соцсетей ближе всего твиттер - это оперативное средство общения и обмена информацией. Я уже забыла, когда заходила в тви с компьютера, с мобильных же устройств - постоянно.

Что касается ролей в медийном пространстве:
  1. ВКонтакте - замена сайтам-агрегаторам приколов. Фишки.нет и башорг - но с лайками твоих друзей. С помощью ВК также хорошо организовывать и анонсировать мероприятия, презентовать мелкий торговый бизнес.
  2. Twitter - оперативная новостная лента с функцией чата. Если нужен мгновенный отклик, резонанс - нужно идти в твиттер. Поднять хештег в тренды (обсуждаемые темы дня в твиттере) - значит обеспечить внимание к факту, событию, проблеме. Именно с помощью хештега #КомсомольскВБеде дальневосточные блогеры привлекли внимание федеральных СМИ и чиновников к экологической обстановке в моем родном городе.
  3. Facebook считается более интеллектуальной площадкой, чем ВК, но это спорно. Сейчас его популярность поутихла, но это отличный инструмент для сбора мнений.

- Как выстраивается комьюнити (сообщество) вокруг блога: последовательность, шаги, технология, особенности?

- Свой круг читателей, друзей, единомышленников каждый блогер находит по-своему и зависит это сплочение вокруг одного медиаресурса от разных причин. Чаще всего - это общность интересов (из чего исходит совет по общению в профильных сообществах и поиску людей с блогами, чья тематика схожа с вашей). Иногда - люди тянутся, благодаря потрясающему языку, живому стилю ведения дневника. Вполне бытовые ЖЖ Катечкиной или Акеллы, истории Грубаса или Ракетчика - в каждом посте нечто новое и не связанное общей темой с предыдущми записми, но вот умеет автор подать даже самую обычную историю так, что ты в нее погружаешься.

Тут сложно что-либо посоветовать - это талант. Но его можно в себе отыскать. Если ваши друзья закатываются от смеха, когда вы делитесь своим неудачным днем или же ваши анекдоты и фразы почему-то "моментально уходят в народ" - это ваше.

Кроме того, объединяет людей конкретная цель - если дневник создан для разовой акции или же координации жизни какого-либо клуба и так далее.

Последний вариант - "найти свою фишку" и - что немаловажно, быть в этом первым. Первая проститутка в ЖЖ, первый милиционер в метро, первый автостопщик, даже первый копипастер - все они заняли свою нишу прочно и это (а также умение ярко и интересно подавать информацию, высовываясь из этой ниши во внешний мир) и обеспечило им популярность.

- В чем проявляется влияние блоггера и как Вы считаете правильным его использовать?

- Во всем том же, как и влияние любого другого публичного человека и более того - учитывая, что действия и слова блогера по причине интернет-специфики все фиксируются моментально и навсегда (кэш поисковых систем еще никто не отменял ;) уровень должной социальной ответственности за свои слова и поступки возрастает многократно. Как к этому относиться и как пользоваться своим авторитетом - как в оффлайне, так и в онлайне, каждый решает сам.

- Как Вы относитесь к профессиональному блоггерству?

- Более чем положительно и была бы рада сама заниматься блогом на более профессиональном уровне - а это значит и получать бОьшую материальную выгоду от него, конечно же, и действительно бОльшую, чем сейчас, узнаваемость. Это журналистика для самого себя и всех вокруг одновременно - мне это изначально близко.

- Должен ли блог быть самоокупаемым (прибыльным), или у него есть иные задачи? Какие?

- Блог (также как и блогер) в принципе никому и ничего не должен. Вопрос в том, что он сам хочет получать, отдавая время и силы своему блогу. Общение? Самовыражение? Связи? Материальную выгоду? В любом случае, затраченные усилия должны приносить удовлетворение. А от решения каких задач оно будет - дело каждого. Блог, позволяющий пристраивать бездомных кошек - не менее важная причина для траты времени, а блог для заработка конкретного человека - не менее благородная. Главное, чтобы к своей цели человек шел нормальными методами, ведь спам "во имя кошек" тоже может приносить вред.

- Какие параметры и формальные характеристики блога Вы считаете наиболее важными?

- Прежде всего посещаемость и комментируемость. Это реакция людей - живых, настоящих, на то, что делает блогер. Все остальные "пузомерки" - тиц, пейджранк, рейтинг яндекса или, с недавних пор, социальный капитал в ЖЖ - косвенно показывают тоже самое
.
Ну а что касается формальных характеристик - прежде всего это юзабилити. Если интересный блог неудобно читать - это огромный минус его создателю. И конечно, важно, чтобы разные характеристики блога не вступали друг с другом в конфликт. Человек, пишущий о театре и изъясняющийся на языке гопников - может стать забавным оксюмороном (и может быть, это будет его фишкой), но скорее всего он вызовет отторжение у читателей.

- Что бы Вы посоветовали бизнесмену, желающему организовать присутствие своего бизнеса в социальных сетях (шаги, действия, предостережения)?
- Прежде всего стоит определиться - будет ли вести блог компании (и/или обеспечивать активность в социальных сетях) приглашенный "варяг" - опытный блоггер, либо вы будете "растить бабу-ягу в своем коллективе". И в первом, и во втором случае есть плюсы, и минусы.

Опытный блогер знает основные механизмы сам, но он совершенно не в "теме" вашего бизнеса и будет входить в него достаточно долго. Если вы планируете долгосрочное сотрудничество с ним (не совсем корректный, но всё ж пример - podakuni и компания FujiFilm) и вам выгодней скорей продвинуться, а после уже просветить своего блогера, вместе с его читателями - в том, что касается тонкостей вашей работы, то можно использовать "человека со стороны", если же блогами готов заниматься какой-либо человек из компании (в идеале САМ директор - а не пресс-служба), нужно учесть, что раскрутка пойдет медленней, но зато - будет глубже "погружение в тему".

Идеальный вариант для бизнесмена - погрузиться в блоги самому (если позволяет время, но мы же говорим о том случае, когда компании не хватает чего-то? Оборота? Уровня узнаваемости и так далее? Значит директору стоит найти на это своё время) и потихоньку изучать эту сферу параллельно с ведением бизнеса. Отличные примеры в этом плане - бизнес-тренеры Александр Деревицкий и Алекс Левитас.

Основные ошибки - попытка говорить бравурным языком пресс-релизов, писать только "официальные" новости компании и вообще разводить формализм. Людям всегда интересно "заглянуть в замочную скважину": прочитать, что творится на планерках журнала, узнать, пьет ли директор пивзавода пиво собственного производства, сколько времени потратила на создание новой вышивки мастерица, подрабатывающая продажей хенд-мейда и так далее.

Вторая ошибка - игнорировать отклики. Блогосфера требует активного общения - и в том числе в комментариях. Это не СМИ, в привычном понимании. Это медиа нового формата, где людям не хочется "вести монолог с телевизором", им нужно, чтобы диктор, продолжая аналогию, им отвечал.

Ну а в остальном, советы бизнесмену ничем не будут отличаться от советов любому другому молодому блогеру - их в рунете великое множество и повторяться о важности кросспостинга, чтения своих френд-лент и картинок для привлечения внимания, думаю, не стоит.

- Есть ли у Вас редакционная политика (план публикаций, запретные темы)? Как Вы относитесь к освещению политических тем в блоге? Ваши рекомендации по контентной политике успешного блога: о чем, как, когда писать, каков примерный рейтинг тем, любезных блогосфере и гарантирующих высокую читаемость?

- Это даже не вопрос, это МОРЕ вопросов в одном ;) ну да начнем по порядку.

План публикаций у меня есть в виде файлика на рабочем столе с красноречивым названием НАДО! В нем записаны те темы, на которые я хочу порассуждать и те фоторепы, которые планирую выложить. Они там могут висеть месяцами - когда речь касается несобытийных постов. Событийку же я стараюсь отписывать в течение суток, иначе в ней нет смысла.

Запретные темы - не совсем верная формулировка. Есть запретная подача, какие-то неприемлемые для меня точки зрения или методы формулировки тем. К примеру, я не буду принципиально делать специальные классические "набросы на вентилятор" - провокационные посты, которые однозначно вызывают споры в комментариях и, как следствие, увеличивают посещаемость и комментируемость блога. Так вот - это именно я делать не буду, но эти темы - работают.это к вопросу примерного рейтинга тем, интересных блогосфере.

Темы, которые имеют больше шансов "выстрелить":
  1. национальные (классический хохлосрач, обсуждение лиц кавказской национальности, Курилы и Япония, Китай и его экспансия на ДВ, заграничные "женихи", к примеру)
  2. толерантно-спорные (лгбт-проблематика, чайлд-фри, догхантерство и так далее)
  3. основанные на классических противопоставлениях брендов (Nikon VS Canon, Apple VS Android и пр.)
  4. острые в конкретном регионе (На ДВ, например, это вопрос правого руля)
  5. в отдельный пункт я бы вынесла религиозные срачи всех мастей.
  6. ну и политику сложим тоже в отдельную "ветвь" и по ней поговорим особо чуть позже.
  7. бытовуха, близкая читателю (позволяющая сказать что-то из своего опыта, соотнести себя с автором блога - семейные проблемы, пробки, забавные ситуации, рабочие моменты)
Конечно, нарочитая провокация на любую из этих тем будет, как правило, видна сразу - и вместе с реакцией по "предмету обсуждения" автор будет автоматом обвинен в набросе. Если блогеру важен имидж, а не только цифры на счетчиках и это имидж не скандальный - то он не будет этого делать. С другой стороны, ярко написанный пост человека "в теме" по любому из вышеперечисленных или подобных - может стать хитом и пропиарить не только мнение и тему, но и самого топикстартера. Примером может служить пост Елены mirrowbeath Костюченко "Почему я иду на гей-парад" или же недавний пост про догхантеров у semiurg'а.

Есть еще лайфхак по поводу поднятия "читаемости" - обзорные посты с собственным мнением и/или дайджесты по популярным в конкретный день новостным информповодам. Я проводила даже на эту тему в ЖЖ несколько экспериментов. Кратко опишу их:
Открывается топ запросов яндекса по блогам за сегодняшний день - и пишется по абзацу мнения или собственного пересказа ситуации вокруг каждого события или понятия. Посещаемость прыгает моментально.

Отлично работают "анекдоты на злобу дня" - собранные быстро и вокруг обсуждаемой темы - повышают читаемость и цитируемость не намного, но бывает.

Что касается политики... У меня к ней отношение крайне сложное. В этом году я умудрилась и на митингах повыступать, и на выборах понаблюдать, и пару возмущенных постов наваять на эту тему. Но при этом - меня в последнее время в прямом смысле тошнит от политики и я себя позиционирую, как... Тапочки. В том плане, что "мы не правые, и не левые, потому что мы - тапочки". И сейчас вообще эта тема для меня стала табу (возможно, временным) в блогах.

В идеальном посте содержатся:
- информповод (знакомый читателю или о чем-то интересном читателю - принципиально новый)
- КДПВ (картинка для привлечения внмания)
- неординарная информация - которой нет в других постах на ту же тему
- собственное мнение
- вопрос читателю.

Рекомендации по контентной политике (не беру блоги с постами "Доброе утро!" И "Вот вам котег" - ограничивающиеся одно картинкой в посте - и это работает, кстати) в целом просты:
  1. Пишите либо в начале рабочего дня, либо незадолго до его конца (учитывая часовые пояса, федерально цепляющие темы - по Москве)
  2. Пишите кратко, но не коротко. Я сама писать так не умею, и это минус. Редкий блогер долетит до середины многобуквенного поста.
  3. Для статистики ЖЖ и попадания в топ в идеале надо постить в самом начале календарного часа, для остальных счетчиков это, насколько знаю, не принципиально.
  4. Разбавляйте свои посты. Либо мощный "идеальный пост" из абзаца выше должен быть разбавлен несколькими ниочёмными, либо такие посты должны выходить не часто - раз в два-три дня. Больше ТРЕХ постов на одну и ту же тему подряд (даже если это отчеты о путешествиях, если это не дневник экспедиции) людям читать скучно.
  5. Нарушайте правила. Все это верно - но это арифметика, а она может быть скучной. Будучи неординарным (и в глазах общественности получив этот имидж), блогер может забить на все правила - как то делает Тёма. Но если вы не Тёма, то тем же катом, к примеру, лучше пользоваться ;)

- Как Вы себе представляете развитие блогосферы в течение следующих десяти лет? Ваши собственные блоггерские планы на этот горизонт времени?

- Есть два варианта, на мой взгляд. В первом случае в "блогосферу" народ наиграется, тенденция "быть блогером - модно" уйдет и блоги останутся в руках тех, кому это просто нравится, как это было до нарастания популярности их. Сценарий возможный, но маловероятный

Вариант второй - блоги займут прочно свою нишу на рынке новых СМИ, будут развиваться в этом направлении, в связи с чем их включат и в закон о СМИ, и в другие подзаконные акты. Есть плюсы и есть минусы у этого сценария, но это нормально - как и в любой другой эволюции.

Что же касается меня лично - я бы очень хотела вывести свой блог на достаточно хороший уровень, как по узнаваемости, так и по окупаемости. В этом плане нужно совместить две сложносовместимые вещи - региональную актуальность (что дает известность в регионе) и универсальность поднимаемых тем (что уже делает направленность блога федеральной), как решать эту проблему - пока не знаю. Возможно, мне в этом поможет паралельное ведение более региональной автономки и не привязанного к геоположению ЖЖ.

Вот такое получилось интервью, ребята. Писала я ответ на вопросы дня три, старалась расскзать о том, что знаю по максимуму, надеюсь - это мне удалось. В комментах жду вопросов мне, уточнений, а также собственных рассуждений на заданные темы.
Что ж, вы сами предложили. :)

Мыслей-то на тему эволюции блогосферы и у меня много, но они слишком фантастичны, пожалуй, чтобы сеять семена крамолы в чужом журнале.

А насчёт ваших -- да, вы правы, будущее именно за сетями, а не индивидуальными блогами. Это та же самая тенденция, что сейчас наблюдается и в реале. От классического, чисто индивидуального капитализма с жёсткой структурой управления к такому как бы капитализму «с человеческим лицом», предлагающему себя потребителю уже на условиях равноправного партнёрства, выстраивающего с ним диалог. Капитализму с кардинально изменившейся корпоративной этикой, более социальной, либертатной -- ну, вот как pa_drugomu рассказывал про Knowledge Management.

То, что сейчас происходит в ЖЖ, означает, что кормчие точно почуяли направление ветра. Социальный капитал -- скорее всего, им-то ближе именно вторая часть словосочетания, зато первая – это как раз то, что требуется пользователям. Потребность в общении -- вот, помните: «Счастье -- это когда тебя понимают». В общем, интересы эгоистичной меркантильности нашего «правящего класса» совпадают с подсознательными чаяниями нас -- «народных масс»». В общем, ленинская формула наоборот: и низы хотят, и верхи уже могут. И ещё. Давно уже замечено совершенное сходство структур мозга и интернета, так вот послы ЖЖ в сети должны, судя по всему, выполнять примерно вот такие функции: http://lenta.ru/news/2012/11/23/chandelier/. Примерно то, для чего в Гугл Шмидта позвали -- структурировать, повысить степень связности сети. То есть, как известно, мы и в реале через шесть рукопожатий знакомы со всем миром, а в интернете эта связность ещё сильнее, а значит, и скорость реакции выше.

Во-вторых -- реклама. Я думаю, именно в таком, сетевом виде её будущее, реклама в лоб уже не производит эффекта. Когда производитель товара с тобой рядом – общается, дружит, это как возврат к истокам -- когда хлебопёк и молочник жили с тобой рядом на одной улице, ходили друг к другу в гости, а доброе имя служило гарантом качества.

В-третьих -- это универсальность сетей. Здесь каждый может найти свой круг общения, не тот, который дан по факту рождения, проживания и места работы, а тот, который ты сам выбираешь. Принцип коллаборации -- как сейчас в научном сообществе принято. Опять же -- то общение, когда тебя понимают под девизом «Счастья всем, даром! И пусть никто не уйдёт обиженным».

Короче -- будущее именно за сетями. Причём, я думаю, будущее тоже не за сетями конкурирующими, а наоборот -- кооперирующимися.

В общем -- хватит, я опять куда-то в футурологию полез.
Спать пора. :)

И я думаю... если реальная сцена и не ваша стезя, то чем эта вот -- виртуальная хуже? Тоже своего рода подмостки. Было бы желание стать примой. :)
Ох я только ЗА - чтобы семена крамолы "всходили" в комментариях. Даже я с чем-то не согласна. всегда люблю, когда люди высказываются - тем более, столь обстоятельно и подробно.

Что касается KM - знаниями управляли тысячи лет назад и управляют сейчас, просто инструменты разные и технологии, тут дело даже не в них, как мне кажется. На самом деле - о функциях и смысле послов в ЖЖ, как и любых других "лидеров мнений" в том или ином понимании этого словосочетания -тема для отдельной большой беседы, думаю. Да. мы в чём-то канделябры, позволяющие показать всему ЖЖ региональных юзеров, которых иначе не всегда заметят. Связать нейроны организма под названием ЖЖ в единую цепь. Теория шети рукопожатий в этом случае воплощается на практике...

Что касается рекламы - о, я об этом могу говорить часами, так как занимаюсь рекламойи в традиционном ее виде и здесь -в сетевом выражении. И тут есть абсолютно разные методы и разная подача - от простой информационной "рекламной статьи", как была у меня парой постов раньше до "личного опыта", блог-тура или же методики - "рассказа молочник с соседней улицы". К примеру. я давно хочу рассказать о клининге, как бизнесе изнутри и рассказать о своей маленькой. но очччэнь гордой клининговой компании с этой точки зрения.

Ну а что касается подмостков - да, такие - мне ближе. И трибуна виртуальная ничуть не хуже реальной, я считаю.
будет интересно потом отжать все комментарии и проанализировать. У меня, кстати, есть еще два заполненных интервью от проспавших. Если будем анализировать комменты, я их туда же вставлю...
Мне кажется, стоит продолжить тему. Она малокомментируемая - много букв, мало срача и вроде добавить нечего, как правило, но очень читабельная. Людям это интересно.

А если и не всем... Мне и тебе точно интересно, давай проанализируем )
У меня возникла мыслЯ... я тебе её в личку озвучу)
Вот так всегда - подумали анонимные читатели моего блога - всё самое вкусное - в личке )))
Мыслей много, какие-то созвучные тому, что ты пишешь, какие-то не очень, но чтобы оформить это в читабельную форму, то мне тоже время потребуется, которого сейчас нет.
Ой, Натали, со временем это вообще беда. Я села за комп в 11 вечера. чтобы написать одно письмо и один пост.
Сейчас 3 утра - и ни строчки ни из того, ни из другого. разгребалась с почтой и сопутствующим.
Интересно, я начинаю задумываться ))
Репостнул тебя, моя любимая ворчунья :-)
Моя беда в многословии ;) редкий читатель "долетит" до середины моего поста. ;)
классная штуковина для айфона:-)
Ага. Для таймлапсов или для записи видео, чтобы освободить руки и параллельно фотать - незаменимая вещь!
Что-то я все пропустила, тоже бы по-отвечала)
Ответь здесь и сейчас ;) мы еще планируем анализ комментариев с мнениями к этим постам!
Ты не всадник - ты гуру)
Как всегда во многом согласен, особо по генерированию контента, использованию Твиттера как новостной ленты, роли сообществ в продвижении, ответственности блоггера, важности откликов и перспективы блоггерства
Не согласен про "провокационные посты" - они придают перчинку и вызывают реакция на тебя, узнаваемость. Но это так, чтобы придраться)
Провокация может быть разной. Она может быть по делу и не ради самой провокации, просто тема острая. А может быть только ради срача. Такое коробит.

Ну а до "гуры" мне, как до луны пешком )))